Форум » Библиотека » Францисканцы и капуцины » Ответить

Францисканцы и капуцины

Рошфор: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%8B

Ответов - 5

Рошфор: Францисканцы Материал из Википедии — свободной энциклопедии Св. Франциск Ассизский на картине Ф. де Сурбарана Франциска́нцы, (лат. Ordo Fratrum Minorum; «минориты», «меньшие братья») — католический нищенствующий монашеский орден, основан св. Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 г. с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему. История В 1223 г. папа Гонорий III утвердил устав ордена в булле Solet annuere. Основанием ордена францисканцев было положено начало нищенствующим орденам. В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья» (по цвету их облачения), во Франции как «кордельеры» (из-за того, что они опоясывались веревкой), в Германии как «босоногие» (из-за их сандалий, которые они носили на босу ногу), в Италии как «братья». Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе. Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками доминиканцев. Как духовники государей XIII — XVI в., пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами. Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции, которая была основана в XIII веке. Францисканцам была поручена инквизиция в Венссене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии. В 1256 папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом свете и в странах Востока. В XVIII в. у ордена было 1700 монастырей и около 25 тысяч монахов. Во многих европейских государствах в период Великой французской революции и буржуазной революций XIX века орден в числе других был ликвидирован; к концу XIX века восстановлен (сначала в Испании и Италии, затем во Франции и других странах). В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает более 4,5 тысяч монахов и более миллиона мирян: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства. Орденское одеяние — темно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная веревкой, к которой привязаны чётки, круглый короткий клобук и сандалии. [править] Ветви францисканского ордена В настоящее время существует пять ветвей внутри Первого (мужского) францисканского ордена: * Орден меньших братьев, O.F.M. * Орден меньших братьев конвентуальных, O.F.M.Conv. (1517) * Орден меньших братьев обсервантов O.F.M.Obs., (1517) * Орден меньших братьев капуцинов, O.F.M.Cap. (1525) * Орден меньших братьев реформатов, O.F.M.Ref. * Братья-францисканцы Непорочной Девы, FFI. В 1517 г. папа Лев X официально признал существование в самом францисканском ордене двух независимых групп, получивших название братьев-миноритов строгого соблюдения правила (т. н. «обсерванты») и братьев-миноритов конвентуалов. Орден капуцинов — основан в 1525 г. Матвеем Басси как реформистское течение внутри ордена миноритов-обсервантов. Был признаны самостоятельным орденом папой Климентом VII в 1528 г. Второй (женский) орден св. Франциска — называется орденом бедных клариссинок, основан в 1224 г. св. Кларой, сподвижницей св. Франциска. Третий орден св. Франциска (т. н. терциарии) — учрежден св. Франциском около 1221, получил в 1401 г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска. Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII веке, современный составлен в 1978 г.). Ими были, например, Данте, король Людовик IX Святой, Микеланджело и др. Известные францисканцы * Св. Франциск Ассизский (1181/1182-1226) — основатель ордена * Св. Антоний Падуанский (1195—1231) * Роджер Бэкон (ок.1214 — после 1294) — английский философ и естествоиспытатель * Св. Бертольд Регенсбургский (ок. 1220—1272) * Св. Бонавентура (1221—1274) — генерал ордена, богослов * Вильгельм де Рубрук (1225—1291) — миссионер, путешественник * Якопоне да Тоди (1230—1306) — итальянский поэт, автор гимна Stabat Mater * Раймунд Луллий (1235—1315) — каталанский писатель * Александр из Гэльса — парижский профессор * Джованни Монтекорвино (1246—1328) — первый архиепископ пекинский * Блаженный Дунс Скот (1265—1308) — философ-схоластик * Вильгельм Оккам (1280—1347) — философ-схоластик * Одорико Порденоне (1286—1331) — путешественник по Индии, Индонезии и Китаю * Франческо Петрарка (1304—1374) — итальянский поэт * Бертольд Шварц (XIV в), считающийся изобретателем пороха * Варфоломей Пизанский — (XV в) — автор Liber conformitatum sancti Francisci cum Christo, изд. в Венеции in folio, входящей в число редчайших ининкунабул * папа Сикст IV (1471—1484) — теолог * Франсуа Рабле (1494—1553) — французский писатель, перешедший в бенедиктинский орден из-за враждебного отношения францисканцев к изучению греческого языка * Бартоломей Камби — известный проповедник * Бернардино де Саагун — автор «Всеобщей истории о делах Новой Испании», первой всеобъемлющей энциклопедией культуры ацтеков * папа Сикст V — прославленный государственный деятель * папа Климент XIV * Иоанн Капистриан (1386—1456) — святой, проповедник крестового похода против еретиков и турок. * Педро де Сьеса де Леон (1520—1554) — священник, описавший завоевание Южной Америки и привезший в Европу картофель. * Бернардино де Карденас (1562—1668) — епископ и губернатор Парагвая, исследователь истории и обычаев индейцев Центральных Анд. * Блаженный Сеферино (1861—1936) — официальный покровитель цыган * Максимилиан Мария Кольбе (1894—1941), польский священник-францисканец и мученик, погибший в Освенциме в 1941 году, добровольно пошедший на смерть ради спасения другого человека. * Антонио Сьюдад-Реаль (1551—1617) — испанский миссионер и лингвист, составитель шеститомного словаря языка майя. * Св.Падре Пио (1887—1968) - монах-капуцин, стигматик Францисканцы в литературе * брат Вильгельм Баскервильский — главный герой романа «Имя розы» Умберто Эко * брат Тук — друг и сподвижник Робина Гуда * отец Луис Веласко — один из двух главных героев романа «Самурай» Сюсаку Эндо * брат Лоренцо — монах веронского монастыря Сен Дзено, один из героев трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», а также новелл Банделло и да Порто Францисканцы в изобразительном искусстве * цикл фресок Джотто из жизни св. Франциска, (1300—1304) базилика Св. Франциска в Ассизи * изображения св. Франциска работы Эль Греко — не портретные, а скорее собирательные образы

Рошфор: http://krotov.info/acts/13/1/1223ustav.htm устав ордена францисканцев УСТАВ ОРДЕНА ФРАНЦИСКАНЦЕВ утвержденный буллой [1223 год] См. библиографию 13 в. Епископ Гонорий, раб рабов Божьих, возлюбленным сынам, брату Франциску и другим братьям из Ордена Братьев Меньших шлю приветствие и апостольское благословение. Снисходит всегда апостольский Престол к благочестивым мольбам и достойным желаниям просящих о даровании благосклонности. И потому, возлюбленные в Господе сыны, склонившись к вашим благочестивым мольбам, Устав вашего Ордена, одобренный моим предшественником блаженной памяти папой Иннокентием, нашей апостольской властью утверждаем и даем в дополнение настоящим словам. Каковой состоит в следующем: Глава I. Во имя Господа! Начинается жизнь меньших братьев. Устав и жизнь Братьев Меньших таковы: соблюдать святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, живя в послушании, без собственности и в чистоте. Брат Франциск обещает послушание и почтение господину папе Гонорию и законным его преемникам, и Римской Церкви. Прочие же братья обязаны подчиняться брату Франциску и его преемникам. Глава II. О тех, кто хочет принять эту жизнь, и каким образом они должны быть приняты. Если кто захочет принять эту жизнь и придет к нашим братьям, пусть отошлют его к министрам своих провинций, каковым только и даруется позволение принимать братьев, и никому иному. Министры же пусть усердно допросят их о католической вере и церковных таинствах. И если они верят во все это и хотят это верно исповедовать и вплоть до конца неуклонно соблюдать и не имеют жен, либо, если имеют, жены их уже удалились в монастырь, либо отпустили их с епископского соизволения, дав обет воздержания, и возраст жен таков, что не может о них родиться подозрение, пусть скажут им слова святого Евангелия (ср. Мф. 21), чтобы пошли и продали все свое и поспешили раздать бедным. Чего если не могут сделать, достаточна их добрая воля. И пусть остерегаются братья и их министры беспокоиться об их преходящем имуществе, пусть свободно делают со своим имуществом все, что Господь ни внушит им. Если же, однако, будут спрашивать совета, министр имеет власть послать их к тем богобоязненным людям, по совету которых те бы раздали добро свое бедным. Затем позволили бы им облачиться в рубище испытуемых, то есть в две рясы без капюшона и веревку и брюки и капарон до пояса, если только министрам в каком-либо случае не покажется богоугодным что-то другое. По окончании же года испытания они должны быть приняты в послушание, пообещав всегда соблюдать такую жизнь и Устав. И ни в коем случае нельзя будет им выйти из этого Ордена, кроме как по решению господина Папы, потому что, по святому Евангелию, никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62). И те, кто уже принес обет послушания, пусть носят одну рясу с капюшоном и другую без капюшона, кто захочет. И кто вынуждаем необходимостью, может носить обувь. И все братья пусть одеваются в скромные одежды, латать же их могут из овчины и прочего тряпья по благословению Божию. Каковых я прошу и побуждаю, да не презирают и не осуждают они людей, которых увидят одетыми в тонкие разноцветные одежды или вкушающими изысканные яства и напитки, но пусть каждый тогда еще более осуждает и презирает себя самого. Глава III. О божественном служении и посте, и каким образом братья должны идти в мир. Клирики пусть совершают службу Божию по чину Римской Церкви за исключением Псалтири, в которой могут делать сокращения. Монахи же пусть читают двадцать четыре раза "Отче наш" в заутреню, в утреню - пять, в первый, третий, шестой, девятый, в любой из этих часов - семь, на вечерне - двенадцать, на повечерии семь; и пусть молятся об усопших. И пусть постятся от праздника Всех Святых до Рождества Господня. Святую же четыредесятницу, которая начинается от Богоявления и длится без перерыва сорок дней, которую Господь освятил Своим святым постом (ср. Мф. 4, 2), кто добровольно будет поститься, благословенны те от Господа, а кто не станет, да не принуждается. Но пусть соблюдают другой пост четыредесятницы до Воскресения Господня. В другое же время не обязаны поститься, кроме пятницы. В случае же явной необходимости братья освобождаются от обязанности телесного поста. Но прошу, молю и убеждаю братьев моих в Господе Иисусе Христе, чтобы, когда будут в миру, не затевали ссор, ни словесных схваток (ср. 2 Тим. 2, 14), не осуждали бы других; но были бы мягки, миролюбивы и скромны, покорны и кротки, беседовали бы со всеми, как положено, подобающим образом. И не должны передвигаться верхом, разве что вынужденные явной необходимостью или немощью. В какой дом войдут, сперва пусть скажут: „Мир дому сему" (ср. Лк. 10, 5). И, по святому Евангелию, пусть вкушают от всякой пищи, какую предложат им (ср. Лк. 10, 8). Глава IV. О том, чтобы братья не принимали денег. Настоятельно велю всем братьям, чтобы никоим образом не принимали никаких денег ни для себя, ни для другого лица. Однако для нужд больных и для того, чтобы одеть других братьев, министры и кустоды - и только они - через духовных друзей пусть возьмут на себя заботу в соответствии с местом и временем и нахождением в холодных местностях, как им покажется необходимым оснаститься; и пусть всегда соблюдается то условие, чтобы, как сказано было, никаких денег не принимали. Глава V. О работе. Те братья, кому Господь дал благодать работать, пусть работают верно и благочестиво, но так, чтобы, лишившись враждебного душе досуга, не угасили бы дух святой молитвы и благочестия, которому должно быть посвящено все преходящее. Из платы же за работу пусть возьмут необходимое для телесных нужд себе и своим братьям, кроме денег, и то смиренно, как подобает рабам Божиим и последователям святейшей бедности. Глава VI. О том, чтобы братья ничего не присваивали себе, и о сборе милостыни, и о немощных братьях. Братья пусть ничего не присваивают себе, ни дом, ни поместье, ни что другое. И словно странники и пришельцы (ср. 1 Пет. 2, 11) в этом мире, в бедности и смирении Господу служащие, пусть без смущения ходят за подаянием, и не следует им стыдиться, потому что Господь ради нас сделался бедным в этом мире (ср. 2 Кор. 8, 9). Вот та вершина высочайшей бедности, которая вас, дражайшие братья мои, сделала наследниками и царями Царства Небесного (ср. Иак. 2, 5). Да будет она той вашей долей, которая приведет к земле живых (ср. Пс. 141, 6). Каковой предавшись всецело, возлюбленнейшие братья, во имя Господа нашего Иисуса Христа ничего другого вовеки под небом не желайте стяжать. И, где бы ни были и ни находились братья, пусть считают друг друга членами одной семьи. Пусть безбоязненно открывает один другому свою нужду, потому что, если мать питает и любит сына своего (ср. 1 Фее. 2, 7) во плоти, насколько больше должен каждый любить и питать брата своего духовного? И если кто из них впадет в немощь, другие братья должны ему служить, как хотели бы, чтобы им самим служили (ср. Мф. 7, 12). Глава VII. О епитимий, налагаемой на согрешивших братьев. Если кто из братьев по наущению врага совершит смертный грех, то за те грехи, право рассмотрения которых, как решат братья, есть только у министров провинций, вышеупомянутые братья должны последовать к министрам как можно скорее, без промедления. Сами же министры, если они пресвитеры, пусть с состраданием наложат на них епитимию; если же они не пресвитеры, то пусть наложат епитимию через посредство других священников Ордена, как им с Божьей помощью лучше покажется все устроить. И должны опасаться, чтобы не гневались и не смущались из-за греха другого, потому что гнев и смущение в себе и в других прогоняют любовь. Глава VIII. Об избрании генерального министра этого братства и о капитуле Пятидесятницы. Все братья должны всегда иметь в качестве генерального министра и слуги всего братства одного из братьев этого Ордена и строго его слушаться. Если он умрет, выбор преемника должен быть совершен провинциальными министрами и кустодами на капитуле в Пятидесятницу, на котором провинциальные министры должны всегда собираться, в месте, где установлено генеральным министром; и так раз в три года или в другой срок, больший или меньший, как распорядится упомянутый министр. И если когда-нибудь большинство провинциальных министров и кустодов признает, что вышеупомянутый министр не способен служить и быть полезным для всех братьев, упомянутые братья, которые имеют право выбора, должны во имя Господне избрать себе другого генерала. После же капитула в Пятидесятницу отдельные министры и кустоды могут, если захотят и посчитают нужным, в том же году к однажды созвать в своих кустодиях своих братьев на капитул. Глава IX. О проповедниках. Пусть братья не проповедуют в епархии епископа, если он запретил это. И ни один из братьев ни в каком случае пусть не отваживается проповедовать народу до тех пор, пока не будет проэкзаменован и испытан генеральным министром этого братства и не получит от него обязанность проповедования. Напоминаю также и побуждаю братьев, S чтобы в проповеди, которую они произносят, слова их были продуманны и просты (ср. Пс. 11, 7; 17, 31), на пользу и в назидание народу, чтобы говорили им о пороках и добродетелях, о каре и славе в кратких словах, ибо немногословен был Господь на земле (ср. Рим. 9, 28). Глава Х. Об увещевании и исправлении братьев. Братья, являющиеся министрами и слугами прочих братьев, пусть посещают и убеждают братьев своих и кротко и с любовью пусть исправляют их, не предписывая им ничего против совести и нашего Устава. Подчиненные же братья пусть помнят, что для Бога они отреклись от собственной воли. Потому настоятельно советую им, чтобы повиновались своим министрам во всем, что обещали Богу соблюдать и что не против совести и нашего Устава. И где бы ни были братья, которые поняли и осознали, что они не могут духовно следовать Уставу, они должны и могут немедленно обратиться к своим министрам. Министры же должны их принять с любовью и благосклонностью и выказать им такое расположение, чтобы те могли говорить и поступать с ними, как господа со своими рабами; так и должно быть, ибо министры - это рабы всех братьев. Убеждаю и призываю в Господе Иисусе Христе, чтобы береглись братья всякой гордости, тщеславия, зависти, любостяжания (ср. Ак. 12, 15), заботы и волнений этого мира (ср. Мф. 13, 22), злословия и роптания, и чтобы не стремились не знающие грамоты обучиться; но пусть помыслят, что более всего должны желать иметь Дух Господень и Его святое действие в себе, молиться Ему всегда с чистым сердцем и исполниться смирения, терпения в гонении и немощи и любить тех, кто нас преследует, и осуждает, и уличает, потому что говорит Господь: "Любите врагов ваших и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (ср. Мф. 5, 44). Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (ср. Мф. 5, 10). Претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22)". Глава XI. О том, чтобы братья не посещали женские монастыри. Строго приказываю всем братьям, чтобы не имели подозрительных свиданий и разговоров с женщинами, и пусть не входят в женские монастыри, кроме тех, кому Апостольским Престолом уделено на это особое разрешение; нельзя быть крестными отцами ни мужчин, ни женщин, дабы по этому поводу между братьями или из-за братьев не возникло возмущение. Глава XII. Об идущих к сарацинам и другим неверным. Кто бы из братьев по божественному вдохновению ни захотел пойти к сарацинам или другим неверным, пусть прежде испросит разрешения у своих провинциальных министров. Министры же пусть никому не дают такого разрешения, кроме тех, которых они сочтут способными для этой миссии. Министров же их обетом послушания обязываю к тому, чтобы попросили у господина Папы одного из кардиналов святой Римской Церкви, который стал бы руководителем, покровителем и наставником этого братства, чтобы всегда, покорно припав к стопам святой Церкви, мы пребывали бы твердыми в вере (ср. Кол. 1, 23) католической и соблюдали то, что обещали, - бедность и смирение и святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. [Никому, следовательно, из людей нельзя этот документ, нами утвержденный, отменить, либо в безумной дерзости пойти против него. Если же кто дерзнет посягнуть на это, испытает на себе гнев Бога всемогущего и святых Петра и Павла, Апостолов Его. Дано в Латеране в третий день от декабрьских календ, в восьмой год нашего понтификата].

Рошфор: Капуцины (монашеский орден) Материал из Википедии — свободной энциклопедии Орден Братьев Меньших Капуцинов (лат. Ordo Fratrum Minorum Capucinorum; кратко — Капуцины) — монашеский орден, ветвь францисканцев; первоначально насмешливое прозвище, относившееся к остроконечному капюшону, носимому членами этого ордена. Основан в 1525 г. миноритом Басси в Урбино, утверждён в 1528 г. папой Климентом VII и в 1529 г. получил чрезвычайно строгий устав. Когда генеральный викарий ордена Окино перешёл в протестантство (1543), ордену грозило упразднение. Бедность часто соединялась у капуцинов с недостатком образования. Особенно известны их шутовские народные проповеди (капуцинады; см. «Валленштейнов лагерь» Шиллера). Одежду капуцинов составляет бурого цвета хабит с пришитым к нему капюшоном, верёвочный пояс с узлом, символизирующим нерушимость монашеских обетов и сандалии на босых ногах. Распространившись с 1573 г. во Франции, с 1592 г. в Германии и Швейцарии, с 1606 г. в Испании, они в 1619 г. получили отдельных генералов. В конце XVIII века они почти исчезли, но в начале XX века снова увеличились в числе в католических странах. По данным на 2005 год в ордене состояло 18 309 монахов, из которых 7 080 были священниками[1]. Современные капуцины Как и другие монашеские ордена, капуцины значительно пострадали от секуляризаций и революций конца XVIII — начала XIX веков. Несмотря на это, орден выжил и к концу XIX века число его членов увеличилось. В Англии функционируют 10 капуцинских монастырей, в Ирландии — три, на Украине — шесть, в России — один. Капуцины по-прежнему занимаются миссионерством и имеют около 200 миссий по всему миру, особенно в Индии, Эфиопии и Турции. В Императорской Усыпальнице (Imperial Crypt), расположенной под капуцинской церковью в Вене, захоронено более 190 членов Габсбургской династии. В расположенных под монастырём капуцинов в Палермо катакомбах в открытом виде покоятся тела около 8 000 человек, погребённых здесь в промежуток между 1599 и 1920 годами. В Соединённых Штатах Америки существует несколько митрополий капуцинского ордена. На Украине есть их вице-провинция.


Рошфор: http://www.db.ofmcap.org/ofmcap/s2magazine/index1.jsp?idPagina=1 официальный сайт капуцинов

Рошфор: Орден капуцинов Орден капуцинов Капуцины (Capucini ordinis fratrum minorum) - ветвь францисканцев, первоначально насмешливое прозвище, относившееся к остроконечному капюшону, носимому членами этого ордена. Он основан в 1525 году миноритом Басси в Урбино, утвержден в 1528 году папой Климентом VII и в 1529 году получил чрезвычайно строгий устав. Когда генеральный викарий ордена, Окино, перешел в протестантство (1543), ордену грозило упразднение; это заставило его всецело посвятить себя на службу папству. К моменту возникновения ордена францисканцы уже были разделены на две независимые ветви, одна из которых, конвентуалы, жила на установленные папой доходы, а другая, обсерванты, следуя первоначальному францисканскому идеалу абсолютной бедности, отказалась от фиксированных доходов и жила за счет случайных пожертвований. Однако на практике обсерванты допускали некоторые послабления. Отец Маттео ди Башо (ок. 1495–1552), будучи членом ордена миноритов-обсервантов и сторонником самого строгого понимания идеала францисканской бедности, добился согласия Рима на учреждения ордена капуцинов. Бедность часто соединяется у капуцинов с недостатком образования; они справедливо называются пролетариями между монахами. Одежду их составляет бурого цвета властяница с пришитым к ней капюшоном, и веревочный пояс, с висящей на нем веревкой для бичевания; они носят длинные бороды и сандалии на босых ногах. Распространившись с 1573 года во Франции, с 1592 года в Германии и Швейцарии, с 1606 года в Испании, они в 1619 году получили отдельных генералов. В конце XVIII века они почти исчезли, но в последнее время снова увеличились в числе в католических странах. В 53 провинциях на конец XIX века у них считается 533 монастыря (12—в миссионерских провинциях), 239 странноприимных домов, 50 заведений для послушников, свыше 3000 патеров и более 2500 послушников. Существуют до настоящего времени. В общежитии братья ведут самую суровую жизнь, а братья-миряне должны собирать милостыню; их церкви почти лишены убранства. Капуцины (особенно в 16 и 17 вв.) вели активную деятельность как проповедники и миссионеры. Общее их число составляет сегодня ок. 14 000. В Англии функционируют 10 из 12 капуцинских монастырей, в Ирладнии — ещё три. Капуцины по-прежнему занимаются миссионерством и имеют около 200 миссий по всему миру, особенно в Индии, Эфиопии и Турции. Хотя капуцины и называются «беднейшим из всех орденов», в их рядах состоит исключительное количество персон высшего общества. В Императорской Усыпальнице (Imperial Crypt), расположенной под капуцинской церковью в Вене захоронено более 190 членов Габсбургской династии. В Соединённых Штатах Америки существует несколько митрополий капуцинского ордена. http://www.knightly.ru/kaput.php



полная версия страницы