Форум » Библиотека » Религия » Ответить

Религия

Арамис: Религия «Гугеноты часто вызывали волнения во Франции, сеяли смуту». Ришелье «Надо было вооружаться, чтобы подавить дерзость, наглость еретиков, бунтарей». «Людям разных стран и разных религий трудно сосуществовать». Фюретьер В философской повести «Простодушный» великий Вольтер перечисляет три течения христианства, существовавшие во Франции в XVII веке: католичество, протестантизм и янсенизм. С самого начала XVII века Франция только-только начала отходить от кровопролитных религиозных войн, которые среди множества жертв погребли и последних королей династии Валуа. Первый Бурбон на французском троне Генрих IV, приняв католичество (в шестой раз!) и подписав Нантский эдикт, исповедующий религиозную терпимость и призывающий католиков и гугенотов забыть о полувековой вражде, принес своему королевству долгожданный мир. Но после его смерти в 1610 году правительство вновь возобновило гонения на протестантов. По статистике в 1608 году на 19 миллионов католиков приходился 1 миллион протестантов. Наверняка многие помнят по роману Александра Дюма «Три мушкетера» знаменитую осаду Ла-Рошели – крепости, являвшейся одним из последних оплотов гугенотов. Это было в 1628 году, в 1629-м наступила очередь Але... Несмотря на многочисленные нападки, кальвинизм, от которого отрешились некоторые дворянские семьи (многие исходили из корыстных соображений, те же Генрих и его кузен Конде, дедушка Великого Конде), продолжал частично господствовать на юге и на западе королевства, в долине Луары и в трех академиях -- в Монтобане, Сомюре и Седане. Как заметил П. Губер, несмотря на то, что Ришелье разгромил политическую и военную организацию протестантов, в дальнейшем они не раз отличались верностью и талантом на службе французским королям. Примером тому может послужить виконт де Тюренн, один из величайших полководцев в истории королевства и главный маршал Людовика XIV. Параллельно с военными действиями против протестантов власти проводили незначительные реформы католической церкви. К 1643 году было создано несколько семинарий, также король пытался самолично назначать епископов: не по рекомендации папы и не по праву рождения. Но эти незначительные попытки так и не смогли поднять авторитет галликанской церкви среди простого населения. Причина падения последнего крылась в самих священнослужителях. Как это ни прискорбно, но французское духовенство XVI--XVII веков, ежедневно призывая прихожан к смирению и подавлению своих низменных страстей, само не отличалось высокой нравственностью. Из уст в уста передавалось великое множество сказок и легенд о пьянках и оргиях в провинциальных монастырях. Настоящее реформирование французской церкви началось лишь поколение спустя. Людовику XIII и его жене-испанке Анне Австрийской, которые жаждали этой реформы, так и не хватило времени и сил. А обоих кардиналов-министров Ришелье и Мазарини больше беспокоила элита французской католической церкви, где политиков было больше, чем священнослужителей. Чего только стоили последнему конфронтации с Полем де Гонди, кардиналом де Рецем. Католическая «реконкиста», как называл контрреформу историк П. Губер, началась, естественно, в верхах общества: дворяне, крупная буржуазия, парламентарии находились под влиянием новых католических орденов и конгрегаций, явившихся из Испании или Италии. Иезуиты, после ухода в тень при Генрихе Великом, снова набрали силу и воспитывали будущую мужскую элиту в 70 коллежах. Девушек отправляли на воспитание к урсулинкам. Ордена воздействовали на сознание своих воспитанников гибко, но настойчиво, вовлекая в сферу своего влияния даже монарших особ. Благотворительность и набожность объединяли ревностных и могущественных христиан. Самые верные сторонники католицизма входили в тайное Общество Святого Причастия, основанное в 1627 году герцогом де Вантадур. В провинции оно имело 50 отделений. Помимо благотворительности Общество занималось выкупом пленных христиан у берберских пиратов, надзирало за столичными нравами. Именно по их наущению была заключена в монастырь знаменитая куртизанка Марион Делорм, позже освобожденная королевой Швеции Христиной. «Святоши» беспрестанно клеймили слишком смелую моду, «вольности» протестантов, «разоблачали» евреев и «вольнодумцев», старались любыми способами отстранить их от власти и внедряли туда своих сторонников. Это общество являлось душой «партии благочестивых», которое правило бал на протяжении сорока лет. Другим следствием Контрреформы стало повальное канонизирование деятелей церкви. В своей книге «Святые отцы XVII века» Жозеф Гранде упоминает семьдесят святых. В этом списке есть и брат Фиакр Сен-Маргаритский (1609--1684), босоногий августинец из Парижа, предсказавший рождение Людовика XIV и его брата Филиппа. Недаром XVII век называют еще «эпохой святости». В 1640 году было опубликовано произведение Ипрского епископа Янсения «Августин». Этот гигантский труд годом позже был переведен на французский язык. Автор выступал против слишком «свободной» морали и проповедовал возвращение к священным источникам и идеям отцов Церкви, в том числе к строгому учению святого Августина, и вскоре во Франции распростронилось нового христианское течение -- янсенизм. На практике эта доктрина выразилась,в частности, в учении аббата Сен-Сирана. Сначала он проповедовал перед небольшой группой учеников, за что Ришелье, ненавидящий секты и всякого рода сообщества, отправил его в Бастилию, откуда он вышел в 1643 году и вскоре умер. Янсенисты отводили большую роль божественной благодати, Провидению. «Я в любую минуту готов забыть о себе ради того, чтобы облегчить ваши страдания в этой адской бездне, куда мы погружены. Преклонимся перед Провидением, которое привело нас сюда, будем смиренно терпеть ниспосланные нам горести и надеяться на лучшее, -- говорит янсенист на страницах книги Вольтера. – Должно быть, Бог предназначает вас для каких-то великих дел…» Сорбонна увидела в этом «сестру» кальвинистского предопределения, в общем, отрицание христианской свободы выбора и янсенизм был назван ересью. В годы Фронды, на которые выпало время становления янсенизма, правительство было занято борьбой с политической оппозицией, и ему не хватало ни времени, ни сил на религиозные вопросы. Впоследствии на искоренение янсенизма немало сил положил Людовик XIV. Тем более, что в 1653 году Папа Иннокентий X подписал буллу Cum occasionne, заклеймив пять основных положений из текста «Августина», следовательно и янсенистов. http://www.louisxiv.ru/religion.html

Ответов - 0



полная версия страницы